Сегодня активно обсуждается вопрос диверсификации экономики нашей страны, ухода России от сырьевой зависимости. Президентом в Послании Федеральному Собранию поставлена задача модернизации и развития высокотехнологичных промышленных производств, «Россия должна в полной мере реализовать себя в таких высокотехнологичных сферах, как современная энергетика, коммуникации, космос, авиастроение, должна стать крупным экспортером интеллектуальных услуг» (Послание 2006 г.). Однако, как известно, «кадры решают все». Формула эта актуальна и сегодня. Действительно, кто будет осуществлять развитие страны? Кто будет формировать новый ее высокотехнологичный облик? Кто работать будет?
Зададим вопрос: Что нужно для организации любого высокотехнологического производства? Очевиден ответ: нужна технология, она первична, а значит, нужен специалист, способный эту технологию отработать, нужен инженер. Но инженеры в нашей стране есть, а особого прорыва высоких технологий не наблюдается. Отсюда вопрос: Почему? Как известно, чтобы проблему решить, сначала ее надо сформулировать, что мы и сделали. Теперь попытаемся найти ответ. Может быть сложившаяся ситуация обусловлена сложившейся системой обучения инженеров? В таком случае, для решения проблемы нам нужно усовершенствование этой системы.
Значит, для организации высокотехнологического производства нам нужен новый специалист, новый инженер. Этот человек должен уметь не только отработать технологию, но должен обладать достаточными знаниями для дальнейшей ее коммерциализации. Он должен быть не только исследователем, но и инноватором. Необходимость специалистов в области инноваций очевидна. Сегодня в ВУЗах начинают подготовку менеджеров инновационных проектов. Если эти знания прививать инженеру в процессе обучения, например, в магистратуре или аспирантуре, то мы и получим инженера нового поколения, способного, как и прежде, разработать технология, а также способного достойным образом защитить свою интеллектуальную собственность, грамотно составить бизнес-план, выстроить работу с потенциальными инвесторами, изучить рынок, организовать сбыт, в дальнейшем способен будет вести бизнес на основе проектно ориентированного и инновационного менеджмента. Т.е. инженер будет не только обладать знаниями, он будет научен ими управлять.
Именно это преобразование в системе высшего образования, по моему мнению, должно быть сделано прямо сейчас.
понедельник, 18 июня 2007 г.
Подписаться на:
Сообщения (Atom)